Воспитывать бережное отношение к игрушкам и книжкам, также как и уважительное отношение к людям и животным, необходимо с раннего возраста. Если в присутствии ребенка складывается ситуация, в которой необходимо пожалеть или посочувствовать, не упускайте возможности, обратите на это внимание малыша.
Что касается книжек и игрушек – следите за их состоянием. Время от времени полезным и увлекательным занятием для ребенка будет мытье игрушек. Именно мытье как средство ухода за игрушками, а не купание как сюжетная игра (разумеется, одно другого не заменяет). Если обнаруживается, к примеру, дырочка на кукольном платье, заштопайте ее на глазах у ребенка. Если у игрушки отрывается лапка, можно поиграть в сюжетную игру «Доктор Айболит» и пришить ее. Порванные странички в книжках заклеивайте в присутствии ребенка скотчем, причем обязательно с посильным участием ребенка: он может принести скотч, придерживать книгу в тот момент, когда вы будете склеивать странички и т.п.
Конечно, ребенок этого возраста в основном является пассивным наблюдателем устранения «неполадок» (кроме мытья игрушек) - он не может самостоятельно зашить или заклеить. Это и не требуется. Важно научить его замечать порванные игрушки и странички в книжке и привить ребенку желание исправить ситуацию, воспитывая тем самым такие качества, как сострадание, чуткость, бережное обращение, аккуратность. Помните, научив ребенка бережно обращаться с игрушками, вы научите его чуткому обращению с животными и уважительному отношению к людям.