Начиная примерно с полутора лет (а в некоторых случаях и раньше) в отношениях между ребенком и окружающими его взрослыми наступает период исследования ребенком границ дозволенного. Ребенок пытается разными способами поведения определить, как можно себя вести, а как нельзя, иными словами, как далеко он может зайти. Связано это, в первую очередь, с осознанием ребенком себя как личности, с обретением своего «я». Задача родителей – очень четко показать ребенку границы разрешенного поведения, но ни в коем случае не подавляя ребенка, а приняв его как личность, имеющую право на свою точку зрения, считаясь с его мнением. Необходимо учитывать еще и то, что нередко плохое поведение – способ привлечь ваше внимание. В этом случае вы должны больше времени проводить за совместными играми и занятиями.
У маленьких детей, как странно это ни прозвучит, находится довольно много поводов для огорчения, даже если мы и делаем все возможное, чтобы уберечь их от этого. И вот здесь важно уметь взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Но следует учитывать и тот факт, что дети очень быстро понимают, что капризы помогают им добиваться исполнения любых желаний. Если это происходит, то дети, взрослея, становятся неуправляемыми. Так что взрослым нужно стараться всегда следовать установленным в доме и семье правилам и сохранять твердость в своих решениях. Вот некоторые советы и рекомендации, придерживаясь которых вы сможете выстроить свою модель поведения и общения с ребенком:
1. Не изменяйте требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера. То разрешая, то запрещая, взрослые не только лишают ребенка четких ориентиров, но и способствуют развитию таких качеств, как хитрость, изворотливость, упрямство. В крайнем случае обосновывайте свое решение ребенку, объясняя причины, по которым то, что было запрещено, стало возможным.
2. Говоря ребенку «нет», обязательно объясняйте причину отказа. Он должен знать, что ваш запрет продиктован не вашей «вредностью», а имеет на то определенные причины. Ваши категорические запреты должны касаться в основном того, что сопряжено с опасностью для малыша. Объясните ему последствия, по возможности предложите альтернативу: «нельзя без взрослых». Порой приходится отказывать малышу в том или ином занятии по причине нехватки времени. Попытайтесь договориться с малышом выполнить его просьбу чуть позже (желательно оговорив конкретные временные рамки). А еще запреты бывают продиктованы элементарной ленью взрослых. Подумайте над этим. Не перечеркивайте развитие малыша своей ленью!
3. Родителям (в том числе и ближайшим родственникам) важно взаимно поддерживать свой авторитет.Один из родителей не может отменять распоряжений другого! При детях ни в коем случае нельзя спорить о необходимости и характере распоряжений. В присутствии детей у родителей вообще не должно бытьразногласий, т.к. это разрушает авторитет обоих.
4. Приучайте детей сразу же выполнять порученное задание и слушаться с первого раза. Ребенок должен слышать ваши просьбы и выполнять их так же, как и вы – его (в разумных, конечно, пределах).
5. Не позволяйте фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием уважения к себе и почтения (не стоит маленьким детям позволять трепать вас за волосы или дергать за уши, а также ударять, даже в шутку).
6. Не командуйте детьми и не давайте им слишком частых приказаний. Относитесь уважительно к личности ребенка. Общение с ребенком должно основываться на взаимоуважении.