Тел.:

E-mail -

Игры с куклами

     Дорогие взрослые! Возможно, вам покажется странным, но играть c куклами ребенка надо учить. Причем, это относится не только к девочкам, но и к мальчикам. Это не означает, что у мальчика должно быть много кукол. Достаточно хотя бы одной в дидактических целях. Во-первых, полезно учить ребенка играть в различные сюжетные игры, тематика которых взята из «взрослой жизни». Во-вторых, играя с куклой в детстве, в мальчике подсознательно воспитываются отцовские чувства: он тренируется обращению с младенцами, что во взрослой жизни перенесется на его будущего ребенка. Такой папа не будет бояться взять малыша в руки, опасаясь навредить ему, он будет знать, как обращаться с ребенком и естественно воспринимать процедуры по уходу за ним. В-третьих, иметь дома в числе игрушек хотя бы одну куклу неплохо еще и потому, что, наверняка, в гости к вашем малышу будут приходить не только друзья-мальчики, но и девчушки тоже. Они, скорее всего для разнообразия, с удовольствием поиграют и в «мальчишечьи» игры, но и кукла может оказаться очень даже кстати.

     Чтобы научить ребенка играть c куклами, вы должны увлечь ребенка игрой. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать и кормить, прокатите вместе с ребенком куклу в машине, положите куклу спать, предварительно покачав ее на руках и спев ей колыбельную, создайте такую игровую ситуацию, в которой кукла бы расстроилась или расплакалась от боли. Пусть малыш ее пожалеет и утешит. Играя с ребенком, проговаривайте абсолютно все ваши действия. Кстати, используя в играх предметы-заменители (к примеру, вместо мыла – деталь от домино, вместо тарелочек – детали от мозаики, перевернутые вверх дном, и пр.), вы развиваете ассоциативное, образное восприятие ребенка, находчивость и смекалку. Не забывайте также по ходу игры задавать различные вопросы, тем самым вы будете способствовать развитию речи вашего ребенка. Разумеется, подобные игры можно проводить не только с куклами, но и с любыми другими игрушками-зверюшками.

     Уже начиная с полутора лет, ребенок способен производить разного рода функциональные действия с игрушками. Малыш уже не просто манипулирует машинкой, а катает ее, затем нагружает, разгружает, либо баюкает куклу, кормит, прикладывая к ее ротику ложечку. Это еще не ролевая игра, а лишь отобразительные действия фрагментов его собственной жизни: ребенок не берет на себя какую-либо роль, например, мамы, врача, шофера, а отображает виденное им действие, подражая взрослым.

     Для того чтобы ребенок научился играть в сюжетные игры, требуется ваше активное участие с неизменным позитивным настроем. Пока ребенок маленький (лет до трех-четырех), инициатива в игре чаще принадлежит взрослому. Он начинает сюжет игры, в ходе которой, имея в руках один или несколько персонажей, взрослый обращается с вопросами и предложениями к другим персонажам, которые в руках у ребенка. Взрослый тем самым направляет игру. Однако необходимо постепенно вовлекать ребенка в построение и развитие сюжетной линии, поощряя его инициативу и подхватывая идеи, предложенные им. Ребенок постарше, как правило, способен выстраивать сюжетную линию самостоятельно. Он сам раздает роли действующим лицам, сам продумывает и подбирает «реквизит». Взрослый теперь становится ведомым, ему только предлагается в нужный момент производить те или иные действия с вверенными ему персонажами. Однако будет и интереснее, и полезнее, если взрослый будет принимать частичное участие в выстраивании сюжетной линии, а не просто занимать пассивную позицию, но при этом ни в коем случае не подавляя инициативу ребенка.

     Когда в руках играющего взрослого «говорят» персонажи, необходимо изменять голос; когда же взрослый обращается к ребенку с предложениями по ходу игры, он доложен говорить своим голосом, не изменяя его. Вскоре и малыш начнет также изменять голос при произнесении речи за персонажей, что послужит прекрасным тренингом для его голосового аппарата.

     Как можно чаще играйте с ребенком в такие сюжетные игры, как «Магазин», «Кукла заболела», «Путешествие», «День рождения куклы», «Обед для куклы», «Спать пора» и др. В процессе этих игр старайтесь еще раз закрепить у ребенка знания по самым разным аспектам: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; понимание значения предлогов в речи, навык расположения предметов в пространстве (в, под, над и др.), умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника и т.д. Кстати, такие игры имеют еще большее значение для развития и воспитания ребенка, если они проводятся не с одним, а с двумя - тремя малышами. В этом случае сюжетные игры являются своего рода тренингом социального развития ребенка (умения контактировать со сверстниками, следовать определенным правилам, уступать, принимать роль и т.п.).