ст. м. Купчино

ул. Малая Балканская, д. 58

Тел.: +7(906)263-03-39; +7(812)617-67-23

E-mail - p.stupenki@mail.ru

О Марии Монтессори

Мария Монтессори (1870-1952) - известный итальянский педагог, первая женщина в Италии, получившая степень доктора медицинских наук (в то время как медицина была привилегией мужской половины человечества!). В 1896 году выпускница медицинского факультета М. Монтессори начала работать ассистенткой врача в университетской психиатрической клинике для детей, страдающих слабоумием. Эти дети находились в пустой комнате, без игрушек и книжек. Никто не занимался с ними и даже не играл. Однажды она заметила, как после обеда дети стали лепить из мякиша хлеба шарики. Это была их единственная игрушка. М. Монтессори стала приносить этим детям новые предметы: простые коробки, посуду, лоскутки ткани. Через некоторое время она отметила, что поведение детей стало более осмысленным, они уже могли обслуживать себя, могли играть и начали общаться друг с другом. Дети, которые считались безнадежными, начали развиваться! Со временем М. Монтессори пришла к выводу, что умственно отсталые дети нуждаются не столько в медицинском лечении, сколько в воспитании.

Свои выводы она проверила практикой. В 1900 г. Лига женщин Италии открыла в Риме школу для детей с задержками развития. М. Монтессори возглавила эту школу и начала создавать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Результаты были ошеломляющими. Ее умственно отсталые подопечные практически догнали в своем развитии здоровых сверстников, а многие из них сдали экзамены в городскую школу лучше детей, изначально имевших преимущество в развитии.

Успех в педагогической деятельности побудил М. Монтессорисформировать собственный метод преподавания. М. Монтессори загорелась желанием посмотреть, как будет работать метод с обычными детьми. В 1907 г. она открыла в одном из самых бедных районов Рима первую школу для здоровых детей, которая стала работать по ее методу – знаменитый «Дом ребенка». Двухлетний опыт преподавания там М. Монтессори описала в сразу ставшей очень популярной книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», вышедшей в 1912 г. Практическому воплощению идей, изложенных в книге, она посвятила все последующие годы своей педагогической деятельности.

В 1929 году вместе со своим сыном Марио М. Монтессоpи оpганизовала Международную Монтессори- Ассоциацию (АМI), которая действует и поныне, помогая организовать работу десятков тысяч учителей и воспитателей. В последние годы жизни доктор медицинских наук, профессор антропологии и гигиены М. Монтессори возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге. Ее методика интенсивного духовного развития и воспитания детей со временем приобрела всемирную популярность. К ней ездили учиться педагоги со всех уголков земного шара. Сегодня школы и группы, работающие по ее методике, есть практически во всех странах мира, в том числе и в России.

 

 

Методика Марии Монтессори – это идея свободного воспитания, при котором делается акцент на развитие ребенка как гармоничной личности, ответственной, адекватной и самостоятельной. Суть метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. М. Монтессори исходила из постулата, что личность ребенка нужно уважать. Нельзя вырастить независимую, творческую и свободомыслящую личность, если изо дня в день повторять: это не бери – уронишь, разобьешь, сломаешь, порежешься; сюда не ходи – упадешь, испачкаешься и т.п. Она считала, что самостоятельность и возможность самому определять, что и как делать, во что играть и с кем дружить, в будущем превратятся в способность мыслить нестандартно, творчески решать проблемы, противостоять чужому влиянию. Но это не означает, что ребенка надо предоставить самому себе, - пусть делает, что хочет. Такая свобода может обернуться для него убеждением, что он просто никому не нужен. Свободу необходимо давать только в том объеме, в каком она нужна ребенку. По мнению М. Монтессори, задача родителей – найти ребенку занятие, а потом отпустить в свободное плавание; не навязывать чужой опыт и ритм работы, а лишь предлагать развивающий материал и предоставить возможность для освоения его в индивидуальном темпе.

Однако не надо путать свободу и вседозволенность. Вседозволенность – это шаг к эгоизму, капризам, манипулированию другими людьми. Поэтому М. Монтессори утверждала, что свобода – это не дикое «что хочу, то и делаю», а уважительное «я играю во что хочу, но не мешаю тем, кто рядом». Так, например, в Монтессори-среде все пособия только в одном экземпляре. Цель такого дефицита – научить детей работать в коллективе, ждать своей очереди и делиться. Если же ребенок, играя, пролил, рассыпал или разбил что-либо, его не ругают за это, а дают понять, что своими действиями он причинил неудобство другим, а значит, последствия нужно ликвидировать: вытереть пролитое, подмести рассыпанное, собрать осколки и т.п. Ребенку показывают, как исправить ошибку и предоставляют ему возможность самостоятельно ее исправить.

 

 

Преимущества методики М.Монтессори:

  • Развитие чувства внутреннего порядка. С самого раннего возраста благодаря выполнению конкретных упражнений в ребенке развивается внутреннее чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен.
  • Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка.
  • Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию.
  • Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку с самого раннего возраста действовать независимо от взрослых.
  • Формирование высокой самооценки, творческого мышления.
  • Гуманизм. Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней отсутствует как таковой.

Основной девиз метода: «Помоги мне сделать это самому!»

 

 

Достижение воспитательных и образовательных целей М. Монтессори ставила в прямую зависимость от развивающего пространства, в котором находится ребенок. Она предъявляла очень высокие требования к тому помещению, в котором ребенок выполняет те или иные упражнения, необходимые для эмоционального и интеллектуального развития. М. Монтессори считала, что обстановка в помещении должна быть простой и уютной. В открытом ею «Доме ребенка» были упразднены парты и скамейки, вместо них появились подходящие детям по росту легкие стульчики, портативные большие, но очень легкие столы для совместной работы нескольких детей и маленькие столики для индивидуальной работы. Малыши могли свободно передвигаться и пользоваться теми предметами, которыми наполнено образовательное пространство. М. Монтессориразработала специальную развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать, так как свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности.

Построение образовательной среды имеет свою логику, обеспечивающую реализацию познавательных интересов детей в разные периоды развития. Так, образовательная среда создавалась в расчете на разновозрастную группу детей. Этот факт говорит о признании Монтессори-педагогикой индивидуального темпа освоения предметного пространства, присущего каждому ребенку.

Еще один важный момент в организации Монтессори-среды: каждый обучающий материал представлен в одном экземпляре. Это готовит детей к жизни в обществе: если ребенок хочет взять пособие, с которым работает в данный момент другой малыш, следует подождать. Уважение к чужому выбору, терпение и сдержанность собственных порывов – важные черты общественного поведения, формируемые у малышей в Монтессори-группах.

 

 

Монтессори-среда(создавалась М. Монтессори для детей от 3-х лет) делится на ряд предметных зон.

Зона упражнений в практической жизни.Она имеет особое значение для детей раннего возраста, так как именно в ней находятся самые настоящие инструменты, приборы, вещества и другие предметы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. В «практической зоне» он переливает жидкости, пересыпает вещества, моет, начищает и очищает предметы, сортирует их и нанизывает на веревочную основу и т.д. В процессе такой работы происходит совершенствование навыков самообслуживания ребенка. Например, зашнуровывать и застегивать вещи он учится с помощью специальных тренажеров – рамок со всевозможными застежками (пуговицами, пряжками, крючками, молниями, шнурками и т.д.). В этой же зоне находится материал для мытья рук и чистки обуви. Материалы, позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи: чистку и нарезку овощей и фруктов, сервировку стола. В зоне есть живые и срезанные цветы, ухаживая за которыми ребенок учится заботиться не только о себе, но и об окружающем его мире.

Важнейшее условие организации образовательного пространства: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Дети должны заниматься реальной деятельностью, а не осуществлять ее имитацию.

Зона сенсорного развития.Без сенсорной гимнастки – системы упражнений, развивающих и утончающих восприятие, - невозможно развитие мышления, ведь при изучении окружающего мира ребенку необходимо использовать все свои чувства. С помощью материалов, находящихся в этой зоне, он развивает зрение, осязание, вкусовые ощущения, обоняние, слух, учится различать размер, форму, цвет, вес, температуру и т.д. Развитию творческого мышления ребенка способствуют находящиеся в сенсорной зоне материалы, стимулирующие его к самостоятельной художественной деятельности: краски и кисти, пластилин и глина, клей и ножницы, цветная бумага и картон и т.д.

Зона развития двигательной активности.Эта зона предназначена для развития крупной моторики и координации движений. Спортивный мини-комплекс в этой зоне должен включать в себя оборудование для выполнения ребенком висов, прыжков, качаний и катаний, тренировать его в лазании и удержании равновесия. Как правило, «двигательная зона» размещается поодаль от остальных (часто – в смежном помещении), но так, чтобы дети всегда имели к ней свободный доступ.

Для приобретения знаний и развития умений в других предметных областях в Монтессори-среде организуются образовательные зоны с соответствующим наполнением:

  • математическая зона;
  • языковая зона;
  • естественнонаучная зона;
  • географическая зона.

Также возможно расширить количество образовательных зон, дополнив их такими зонами, как:

  • музыкальная зона;
  • зона иностранных языков;

·        театральная зона и др.

 

 

 

© Все права защищены. 2015

ITM Digital Agency